Правила посещения церкви при месячных

Можно ли заходить в церковь в «нечистые» дни

Помните, что дела духовные сугубо индивидуальны. При крайней нужде или духовной смуте священник не откажется исповедать женщину. Телесная «нечистота» не станет помехой. Двери Господнего Дома всегда открыты для страждущих. Не существует строгого канона о том, как правильно или неправильно вести себя в вопросах Веры. Для Бога и женщина, и мужчина-любимое чадо, которое всегда найдет пристанище в его любящих объятиях.

Укоренилось мнение, что женщина во время менструации может посещать Храм, но ей следует придерживаться некоторых правил, соблюдение которых позволит избежать осквернения святого места.

При месячных женщина не может принимать участие в любых церковных Таинствах.

Если месячные являются результатом болезного состояния, необходимо испросить благословения у батюшки, а уж потом принимать участие в Таинствах Церкви и вкушать Тело и Кровь Христовы.

В Библии точного ответа на этот вопрос нет, а вот при изучении регламента церковной службы можно наткнуться на запрет к сему действу. Вне зависимости, происходит ли это дома или в храме лучше дождаться окончания критических дней. В современном Христианстве можно встретить запрет на употребление просфоры и освященного кагора в критические дни.

Обращаясь к трудам теологов-новозаветников, становится ясно, что прикладываться к иконам или иконостасу категорически запрещается. Подобное поведение оскверняет святое место.

Во время месячных можно ходить на службу, но лучше занять место для «оглашенных» или рядом с церковной лавкой.

Новый Завет гласит, что Храм там, где вспоминается имя Христово. Неужели строгие запреты распространяются и на домашнюю молитву? Труды теологов гласят, что обращаться к Богу в молитвенной форме как дома, так и в Церкви не запрещается в любом состоянии тела и духа.

Множество историй на тематических форумах, рассказывающих о том, что женщину исповедовали и разрешили приложиться к святыням в период месячных связаны именно с недугом той, о ком идет речь.

Стоит отметить, что девушкам, пришедшим на службу в церковь в критические дни, разрешается подавать молебные записочки за здравие и упокой близких.

Соблюдение вышеперечисленных рекомендаций, в первую очередь, являет уважение прихожанки к церкви и ее устоям.

Современные взгляды Православной Церкви

(Матв. 9:20—21)

Только спустя 40 дней христианка допускается в храм, при условии полной «чистоты». Над нею совершается обряд воцерковления или введения.

Служители нынешнего времени понимают, что законы Требника не всегда находят свое подтверждение в Библии и Святых Писаниях Отцов Церкви.

Брак, деторождение и нечистоту как-то сложно связать воедино.

1997 год внес коррективы по этому вопросу. Священный Синод Антиохийский, Блаженнейший патриарх Игнатий IV вынесли решение по изменению текстов Требника в отношении святости брака и чистоты христианок, родивших ребенка в освященном церковью союзе.

Критская конференция 2000 года рекомендует при проведении воцерковления или введения молодой матери благословлять ее, а не говорить о нечистоте.

Важно! Церковь при введении матери благословляет день рождения дитя, если мать физически окрепла. Святой Иоанн Златоуст критически относился к приверженцам канонов, утверждающим, что посещение храма в критические дни недопустимо

Святой Иоанн Златоуст критически относился к приверженцам канонов, утверждающим, что посещение храма в критические дни недопустимо.

Дионисий Александрийский выступал за соблюдение канонов, однако, жизнь показала, что далеко не все законы соблюдаются современными церквями.

Вопросы о критических днях носят маску благочестия, основанного на дохристианских учениях.

Современный Патриарх Павел Сербский также не считает женщину во время критических дней нечистой духовно или грешной. Он утверждает, что во время месячных христианка может исповедоваться, причащаться.

Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов

Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении»

Важно! Сам Иисус очистил женщин и мужчин Своей кровью. Христос стал Плотью всех православных

Он попрал смерть телесную, подарив людям жизнь духовную, независимую от состояния тела.

Современные богословские конференции и исследования церкви приходят к выводу, что запреты на посещение церкви для женщин в период менструации являются догматически и морально несостоятельными с точки зрения строгого Православного христианства. Уже в IV веке Святой Иоанн Златоуст осуждал людей, пропагандировавших этот запрет и считал его недостойным христианской веры, называя этих людей суеверными и приверженцами мифов.

Если раньше, еще менее века назад, женщин во время месячных не допускали до выпечки просфор и уборки храма, то сегодня во многих современных приходах и епархиальных управлениях женщины работают по графику, не зависящему от их месячных.

Предлагаем ознакомиться Сонник: инвалидная коляска к чему снится?

Наш современник, диакон Леонид Кураев считает эти изменения следствием недавней «гигиенической революции» и повсеместной доступности современных гигиенических средств. Он пишет, что еще несколько веков назад не было не только средств гигиены, но и нижнего белья, поэтому от женщин мог исходить неприятный запах, и была вероятность загрязнения пола кровью, что для храма являлось недопустимым.

В целом, можно сделать вывод, что сегодня многие богословы и священнослужители придерживаются мнения, что запрет на посещение женщинами храма в период месячных – это один из устаревших церковных канонов.

Однако ещё остались священнослужители, которые до сих пор придерживаются ветхозаветных канонов и считают, что женщине нельзя ходить в церковь во время менструации.

Какой смысл в женскую нечистоту вложил Бог?

А какой смысл вложил в это все Бог Израилев? Везде есть моменты
активности и воздержания, и нужно умение повиноваться Богу даже в каких-то
непонятных состояниях. Как потом скажут христианские авторы – тема нечистоты
должна быть духовно осмыслена. Она должна быть истолкована аллегорически как
нечистота не тела, а души! Но это, конечно, будет гораздо позже.

Тема женской крови является проблемной почти во всех древних
культурах. Она всегда вызывает недоумение, ропот или вообще истерический ужас у
мужчины. Эта ситуация нуждается в каком-то логическом объяснении, должны
появиться мифы, привычки, правила – так вот, кое-где правила оказываются еще
более суровыми. У зороастрийцев, например, сексуальная связь с женщиной,
которая еще не вышла из состояния нечистоты, грозила мужчине смертью. В
дальнейшем тема нечистоты получает богословское толкование: нетерпимость к
этому явлению становится все отчетливее. Приведем в подтверждение моего тезиса
два стиха. Первый из них – Книга Чисел, пятая глава:

Почему женщина оскверняет стан Израилев? Почему ее
ожидает отлучение от религиозной жизни? Дальше – Иезекииль, глубоко уважаемый и
почтенный пророк; глава 36, стихи 16–17:

Почему нет такого образа с бородой? Вот, допустим, у
мужчины растет борода, это естественно – почему она ничего не оскверняет?
Получается, израильтянка виновна в том, что у нее есть нидда.

Исцеление кровоточивой. Византия, XIII в.

Вот что сообщает Иосиф Флавий: Храм Иерусалимский, расширенный
Иродом и включавший в себя места даже для язычников, не отводил угла женщинам в
состоянии нидда. В Кумране были поселения, где жили заболевшие и нидда, и для
них существовало отдельное кладбище. В Талмуде есть цикл сочинений «О чистоте»,
а в нем – 12 трактатов, где разбираются сюжеты, связанные с нидда. Например, 12
дней в месяце нельзя не только иметь половой контакт, но и просто обниматься
или держаться за руки. Мне кажется, это было очень трудно. Ну как же так, когда
половину жизни приходится сидеть в разных концах квартиры со своей женой?! А
если женщина умирала в этом состоянии, с ней тем более нельзя было
соприкасаться. Мужу приходилось смотреть издали на то, как ее хоронят. Скажу
больше: женщине приходилось постоянно жить в условиях невроза, опасаясь, а не
оказалась ли она вдруг нидда. Может быть, она все испортила, и все пошло
прахом?..

Можно ли ходить в церковь во время месячных: кто за, а кто против

Мнение отцов церкви остается мнением. Точный ответ на вопрос может дать либо Святое Писание, либо сам Господь. И здесь есть над чем подумать. Дело в том, что согласно евангельской притче, сам Христос позволил женщине в период кровотечения (в Евангелии от Матфея она названа «кровоточивой женой»), прикоснуться к нему ради исцеления, обратившись со словами: «Смелее, дочь».

Скептически настроенные церковнослужители парируют: женщина осмелилась прикоснуться лишь в краю одежды Сына Божьего, но не к телу. Нет ли в том запрета?

На вопрос мирян, можно ли ходить в церковь во время месячных, отрицательно отвечали:

• епископ Александрийский Дионисий (III век): принимать Святыню можно лишь с чистой душой и телом;

• епископ Александрийский Тимофей (IV век): причащаться до полного очищения нельзя;

• св. Иоанн Постник, живший в VI веке, требовал епитимьи (наказания) для женщины, осмелившейся принять святые тайны нечистой.

Понятие нечистоты женщины связано, возможно, с тем, что отторгается отмершая ткань и кровь. Это напрямую связано с идеей смерти, противоречащей учению Христа

Ветхий Завет регламентирует все стороны жизни верующий, уделяя особое внимание пище и болезням. Новый Завет отвергает ветхозаветное понимание нечистоты, так как прошлое миновало и наступило новое время

Всякий умерший с верой в Христа оживет, поэтому прежняя телесная нечистота не имеет никакого значения и смысла. Не имеет значения и сам вопрос мирян «можно ли ходить в церковь во время месячных». Христос в Евангелии и сам прикасается к мертвым, и разрешает дотронуться до себя «кровоточивой жене».

Допускали вхождение женщины в храм во время месячных очищений святые, признанные отцы Церкви Христовой:

• св. Григорий Двоеслов: женщина может участвовать в таинствах (в том числе в таинстве Причастия) во время кровотечения, ведь месячные – естественный физиологический процесс, они не грешны;

• святой Афанасий Александрийский: все, сотворенное Богом, чисто, все есть добро. Род Божий не несет ничего изначально нечистого, а осквернение происходит от другого.

Не удивительно, что разные отцы церкви давали разные рекомендации прихожанам относительно посещения Храма и участия в таинствах. Невоцерковленным людям трудно понять, можно ли ходить в церковь во время месячных. Тем не менее актуальность проблемы не вызывает сомнений. Бывает, что женщина долго готовится к причастию, но природа берет свое. Что делать?

Бывают и более трагические ситуации. Они могут быть связаны, например, с тяжелой болезнью. Можно ли ходить в церковь во время месячных в случае, если требуется срочно причаститься или приложиться к святыне? Иногда ситуация складывается так, что на ожидание очищения нет и нескольких дней.

Обратимся к Ветхому Завету.

В Ветхом Завете существует масса предписаний относительно чистоты и нечистоты человека. Нечистота – это, прежде всего, мертвое тело, некоторые болезни, истечения из половых органов мужчин и женщин (есть и другие «нечистые» для иудея вещи: кое-какая пища, животные и проч., но главная нечистота – это именно то, что я обозначил).

Откуда эти представления появились у иудеев? Проще всего провести параллели с языческими культурами, в которых также существовали похожие предписания о нечистоте, однако библейское осмысление нечистоты гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.

Безусловно, влияние языческой культуры было, но для человека ветхозаветной иудейской культуры идея внешней нечистоты была переосмыслена, она символизировала некие глубокие богословские истины. Какие? В Ветхом Завете нечистота связывается с темой смерти, которая овладела человечеством после грехопадения Адама и Евы. Нетрудно увидеть, что и смерть, и болезни, и истечения крови и семени как уничтожение зародышей жизни – все это напоминает о человеческой смертности, о некой глубинной поврежденности человеческой природы.

Человек в моменты проявления, обнаружения этой своей смертности, греховности – должен тактично встать в стороне от Бога, Который есть Сама Жизнь!

Можно ли войти в храм с месячными: современные взгляды

Во времена Нового Завета списки нечистых были подкорректированы. Господь стал с большим пониманием относиться к людским проблемам – однако некоторые ограничения для женщин остались. Почему нельзя в церковь с месячными уже объяснялось гигиеническими соображениями.

Территория храма считается Святой Землей – на ней запрещено проливать кровь. Надежные защитные гигиенические средства появились совсем недавно. Еще несколько веков назад женщины не всегда пользовались прокладками и скрывали свое естественное состояние от окружающих.

Нельзя допускать, чтобы на церковную землю пролилась кровь – поэтому женщинам с кровотечениями из половых путей вход в храм был закрыт.

Есть еще одна теория, почему нельзя женщине ходить в культовое заведение с месячными.

Родоразрешение, менструальная кровь – все это связано с первородным грехом: рождение младенца и отторжение с эндометрием яйцеклетки. А кто виновен в том, что человеческий род был изгнан богом из садов райских? Женщина! Непосредственно в период столкновения с обстоятельствами, которые поставили человечество на вечные муки и заставили «с потом и кровью» добывать себе пищу, женский пол к Богу не допускается. Наверное, чтобы не напоминать о неприятных обстоятельствах.

Поэтому 40 дней после родов – пока не закончатся послеродовые выделения и во время менструации, доступ к Богу был запрещен.

Изменение понятий

Нечистота по Ветхому Завету связана с напоминанием земных дел – рождения человека, его смертности, возможности заболеть. Но уже на страницах Нового Завета у сына Господа, Иисуса Спасителя убеждения иные.

Почему так изменились взгляды служителей, описывающих житие Святых? Нужно вспомнить, как – сейчас бы сказали, презентовали – Иисуса Христа христианские священники, распространяя новую религию среди населения.

Иисус Христос – воплощение жизни. Если быть его приверженцем, то имеешь право на вечную жизнь. Господу под силу исцелять страждущих, прикосновением он может возвращать к земному существованию. Сам принцип нечистоты при напоминании о смерти теряется – вот почему было подкорректировано понятие о запрете на посещение храма.

Известные богословы обосновали изменение правил и для женщин.

Например, Григорий Двоеслов считает, что женщине с менструацией можно идти в церковь, чтобы молиться. Все процессы в ее организме естественны, более того – поскольку ее создал Господь, то все, с чем она сталкивается в течение жизни от Бога – от ее души, воли и желания не зависит ничего. Месячные Господь дал, чтобы организм очистился, значит в этот период она «нечистой» считаться не может.

Священник Никодим Святогорец разделял это мнение ведущего богослова, более того, он считал, что в эти дни женщине можно не только молиться, но и причащаться.

Запрещение посещения церкви в менструальные дни целиком неверные.

Священник Константин Пархоменко писал, что в эти дни женщина может даже причащаться, но если она из уважения к таинству – зная Священное писание – откажется от этого действия, то ее поступок будет достоин Господней награды.

Но до сих пор присутствуют мнения, что поскольку Господь в эти дни сделал невозможным продолжение рода, то женщины считаются нечистыми – иначе бы мужчины с ними совокуплялись.

Происхождение мнения о «ритуальной нечистоте» женщины

Происхождение мнения о «ритуальной нечистоте» женщины тянется с древних времен, когда человечество не понимало, почему каждый месяц у женщин идут крови.

Если обратиться вглубь истории, то очень многие приверженцы церкви и святые отцы из-за своего невежества, незнания медицины и страха всего непонятного, считали женщин в период критических дней чем-то грязным и постыдным.

Однако объяснение этому есть, за всем этим презрением скрывался элементарный страх, так как женщина в отличие от мужчины не только могла самостоятельно очищать каждый месяц свой организм, но и давать новую жизнь. Подсознательно церковь боялась могущества женщины, ее силы, ее знаний, не зря ее называли «ведьмой» от слова «ведать, знать».

Если обратиться к науке, то при помощи месячных осуществляется очищение матки от мертвой ткани, то есть каждый месяц организм женщины очищается, чтобы получить надежду на зачатие. Природой задумано, что рожать может только женщина и рождение ребенка считается чудом, поэтому месячные задуманы самим Богом, а значит, грязного и постыдного здесь ничего нет.

Что о месячных говорится в Ветхом Завете

В Ветхом Завете говорится, что любая пролитая кровь символизирует смерть, так как кровь — это жизнь и душа пребывает в крови человека. Однако кровь женщины в критические дни, это символ двойной смерти, так как здесь присутствуют еще и умершие ткани матки.

Таким образом, очищаясь от них, женщина напоминает окружающим об общем человеческом грехе, тянущегося за людьми еще со времен грехопадения Адама и Евы.

При этом не стоит забывать, что в Ветхом Завете существует запрет на посещение церкви при проказе, гнойных выделениях, непроизвольные выделения из половых органов мужчин, период очищения рожениц, до 40 дней, если родился мальчик и до 80 дней, если родилась девочка.

Понятие нечистоты в Христианстве

Если говорить о нечистоте в христианской религии, то это понимание более глубокое, чем может показаться изначально. Ветхий Завет понятие «нечистоты» тесно связывает со смертью, то есть после того как Адам и Ева были изгнаны из Рая, они стали смертны.

Таким образом, любая болезнь, истечение крови, семени, является ликвидацией зародыша жизни, а значит, лишний раз человечество не должно забывать, что оно смертно, и лишено привилегий, не ведать болезней и жить вечно.

Что о месячных говорится в Новом Завете

Новый Завет в своем учение уже не принимает предписаний Ветхого Завета о женской нечистоте. Описывается случай, когда к одежде Христа, прикоснулась женщина, истекающая кровью, и исцелилась. Сын Божий не отверг ее, а, наоборот, поддержал, так как проповедовал, что все данное Природой является Божественным, значит естественным. Ни Христос, ни один из апостолов не давали каких-либо предписаний о нечистоте женщины в критические дни.

Составляя запреты Нового Завета, церковь оставила два ограничения для женщин:

  • не посещать божий храм в период месячных;
  • не посещать божий храм после рождения ребенка, на период 40 дней.

Отношение ранней церкви и святых отцов того времени к вопросу о месячных

Православие

Отвечая на вопрос о том, можно ли читать молитвы мусульманке во время обычных месячных необходимо понять, какой характер носят выделения. Ислам выделяет два вида кровотечений у женщин: хаид и истихада.

Хаид подразумевает естественное ежемесячное кровооторжение, а истихада – кровотечение, выходящее за рамки цикла или послеродовые выделения.

Мнения богословов Ислама разнятся касательно возможности молитвы, но, в большинстве случаев, рекомендуется воздержаться от совершения молитвы и прикосновений к Священному Корану на арабском языке.

Святые отцы ранней церкви, такие как Мефодий Олимпийский, Ориген, Мученик Иустин к вопросу чистоты относились как к понятию греха. Нечистый, по их понятиям, значит — грешный, это относилось к женщинам, времени менструации.

Ориген относил не только менструацию, но и половой акт к нечистотам. Он игнорировал слова Иисуса о том, что двое, совокупляясь, преобразуются в одно тело. (Мат.19:5). Его стоицизм, аскетизм не нашли подтверждения в Новом Завете.

Антиохское учение третьего столетия поставило учения левитов под запрет. Дидаскалия,наоборот, обличает христианок, которые на время менструации оставили Святого Духа, отделяя тело от церковных служений. Основанием для своего увещевания отцы церкви того времени считают все ту же кровоточивую больную.

Клементий Римский дал ответ на проблему — можно ли ходить в церковь при месячных, утверждая, если человек, перестающий посещать Литургию или причащаться, оставил Духа Святого.

Христианка, не переступавшая порог храма при менструации, не касающаяся Библии, может умереть без Духа Святого, и как быть тогда? Святой Клементий в «Апостольских постановлениях» утверждал, что ни рождение ребенка, ни критические дни, ни поллюции не оскверняют человека, не могут его отлучить от Духа Святого.

Важно! Клементий Римский осуждал христианок за пустые речи, но роды, кровотечения, пороки телесные считал естественными вещами. Запреты он называл изобретением глупых людей

Святой Григорий Двоеслов также стоял на стороне женщин, утверждая, что естественные, Богом сотворенные процессы в человеческом теле, не могут стать причиной запрета посещать церковные службы, исповедоваться, причащаться.

В шестом столетии на сторону верных прихожанок встал Григорий Великий, папа Римский.

Святому Августину Кентерберийскому, поднявшему вопрос о менструальных днях, нечистоте, Папа Римский написал, что вины христианок в этих днях нет, ей нельзя запрещать исповедаться, причащаться.

Важно! По словам Григория Великого, похвалы достойны женщины, воздерживающиеся от Причастия по причине благоговения, принявшие же его при менструации по великой любви к Христу, не осуждаются. Учение Григория Великого продержалось до семнадцатого века, когда христианкам снова было запрещено входить в церковь при месячных

Учение Григория Великого продержалось до семнадцатого века, когда христианкам снова было запрещено входить в церковь при месячных.

Русской православной церкви всегда были свойственны строгие законы, касающиеся женских критических дней, любых видов истечений. Здесь даже не ставится вопрос — можно ли ходить в церковь при месячных. Ответ однозначен и обсуждению не подлежит — нет!

Мало того, по словам Нифонта Новгородского, если начнутся роды прямо в храме и ребенок появится на свет там, то вся церковь считается оскверненной. Ее опечатывают на 3 дня, переосвящают, читая специальную молитву, которую можно найти, читая «ВопрошаниеКирика».

Все присутствующие при этом в храме считались нечистыми, могли выйти из него только после очистительной молитвы Требника.

Очистительные молитвы Требника поныне читаются при церквях сразу после рождения младенца.

Этот вопрос вызывает много споров. Проблема прикасания к «нечистой» женщине в дохристианские времена понятна. Почему и сегодня, когда ребенок рождается в священном браке и является даром Бога, его рождение делает мать, всех, к ней прикасающихся оскверненными?

Мнения священников

Священнослужители нашего времени не могут не учитывать изменившиеся условия жизни. От женщин с месячными и другими выделениями не исходит, как правило, никакого запаха, следов от менструации нет не то что на полу, но даже на нижнем белье. Все это известно, и аргумент о физической нечистоте для запрета на вход в храм, недостаточно убедителен. Но отходить от общепринятого мнения, что в критические дни женщина «нечиста» и ей путь в храм заказан, тоже не следует. Таким образом, вопрос, можно ходить в церковь во время месячных или нет, остается открытым.

Христианкам известно, что ранее запрещалось посещать церковь в критические дни. Чтобы узнать мнение священника об этом правиле, многие из девушек и женщин обращаются за советом к своим духовникам. Ответы священников на данный вопрос могут быть как отрицательными, так и положительными. Возможно, ими будет указано на запрет в эти дни ставить свечи или на принятие некоторых таинств:

  1. Причастия.
  2. Исповеди.
  3. Крещения.
  4. Венчания.
  5. Вкушения антидора и просфор.
  6. Питья святой воды.
  7. Целования икон, приложения к ним.
  8. Целования креста.

Но важно помнить, что даже грешные могут быть очищены, если их вера останется крепка. Христианское учение говорит, что Спаситель ожидает прихода к нему не праведных, а именно грешных, но желающих покаяться

Об этом сказано в следующих словах: «Не пришедый призвати праведныя, но грешныя на покаяние».

В период возрождения православных традиций широкий круг людей проявляет желание посетить церковь. Прихожане имеют устоявшиеся привычки поведения, которые не должны мешать в святом месте. Новичку следует ознакомиться с простыми советами о том, как правильно ходить в церковь. Эти традиции принято соблюдать со времен глубокой древности. Нужно отнестись с уважением к этому месту. Душа должна быть светлой и радостной, готовой к молитве.

Православная традиция давно создала простые правила, поясняющие, как ходить в церковь. Новичку во время посещения храма нужно осознавать присутствие Бога и ангелов в этом священном месте. Прихожане идут в храм с верой в своем сердце и молитвой на устах. Правильно посещать церковь несложно, лучше заходить вместе с другими людьми, наблюдая за ними.

Первое правило: не оскорбить присутствующих священников и мирян своим неподобающим поведением. Внутри храма часто находятся святыни, ценность которых измеряется веками. Даже если мирянин не сознает святость иконы или мощей, не стоит публично подвергать сомнению их ценность. Если прихожане рядом с ценной иконой кланяются, то не составит труда поклониться по примеру других.

Немногие задумываются о том, что предшествует посещению храма. Это тоже имеет большое значение. Во время утреннего визита лучше воздержаться от еды. Согласно религиозному канону, в церковь лучше приходить голодным. Плотный завтрак разрешается только болеющему прихожанину.

Перед Богом нужно сохранять кроткий дух, полностью понимать свою греховность и выказывать уважение тем святым, которые решили очиститься от греха в своей мирской жизни.

Храм позволяет создать связь между грешной землей и чистыми небесами, когда человек заходит с верой в могущественного покровителя и заступника. Церковь создается как молитвенный дом
, куда заходят просить о самом сокровенном.

Можно ли заходить в церковь при месячных по Старому и Новому Заветам

В Ветхом Завете период менструального кровотечения у женщин считается проявлением «нечистоты». Именно с этим священным писанием связаны все предрассудки и запреты, накладываемые на женщин во время месячных. В православии введения этих запретов не наблюдалось. Но также не была проведена и их отмена. Это дает почву для разногласия мнений.

Влияние культуры язычества нельзя отрицать, но идея внешней нечистоты для человека была пересмотрена и стала символизировать истины богословия в православии. Так, в Старом Завете нечистоту привязывали к теме смерти, которая после грехопадения Адама и Евы овладела человечеством. Такие понятия, как смерть, болезнь и кровотечения говорят о глубоких повреждениях природы человека.

За смертность и нечистоту человека лишили божественного общества, возможности пребывать рядом с Богом, то есть люди были изгнаны на землю. Именно такое отношение к периоду месячных наблюдается в Ветхом Завете.

Большинство людей считает нечистым то, что выходит из тела через определенные человеческие органы. Они воспринимают это как что-то лишнее и совсем ненужное. К таким вещам относятся выделения из носа, ушей, мокроты при кашле и многое другое.

Месячные у женщин – это очищение матки от тканей, которые уже омертвели. Такое очищение происходит в понимании христианства как ожидание и надежда на дальнейшее зачатие и, конечно, появление новой жизни.

Ветхий Завет говорит о том, что душа каждого человека в его крови. Кровь при менструации считалась вдвойне страшной, так как она содержит мертвые ткани организма. Утверждалось, что женщина очищается, освобождаясь от этой крови.

Очень многие считают (ссылаясь на Ветхий завет), что в церковь ходить в такой период нельзя. Люди связывают это с тем, что женщина ответственна за несостоявшуюся беременность, обвиняя ее в этом. А присутствие выделяющихся омертвленных тканей оскверняет церковь.

В Новом Завете взгляды пересматриваются. Физические явления, имеющие сакральное и особое значение в Ветхом завете, более не представляются ценными. Акцент переходит на духовную составляющую жизни.

Новый Завет повествует о том, что Иисус исцелил женщину, у которой были месячные. Будто она прикоснулась к спасителю, но это совсем не являлось грехом.

Спаситель, не думая о том, что его могут осудить, коснулся менструирующей женщины и исцелил ее. Тем самым он восхвалял ее за крепкую веру и преданность. Такое поведение ранее было бы непременно осуждено, а в иудаизме и вовсе считалось приравненным к неуважению святого. Именно эта запись стала причиной изменения трактовок о возможности посещения церкви и других святых мест в период менструации.

Согласно Ветхому Завету, не только сама женщина в период критических дней не чистая, а и любой прикоснувшийся к ней человек (Левит 15:24). Согласно Левиту 12, аналогичные ограничения распространялись и на родившую женщину.

В древние времена не только евреи давали такие предписания. Языческие культы также запрещали выполнять различные обязанности в храме женщинам с менструацией. Более того, общение с ними в этот период было признано осквернением себя.

В Новом Завете дева Мария придерживалась требований в ритуальной чистоте. Говорится о том, что в храме она жила с двух до двенадцати лет, а потом была обручена с Иосифом и ее отправили жить к нему в дом, чтобы она не могла осквернить «хранилище господа» (VIII, 2).

Позже Иисус Христос, проповедуя, сказал о том, что злые намерения выходят из сердца и это оскверняет нас. Его проповеди говорили о том, что совесть влияет на «чистоту» или «нечистоту». Господь не упрекает кровоточащих женщин.

Так же апостол Павел не поддерживал иудейский взгляд на правила Ветхого Завета по вопросам подобного рода чистоты, он предпочитал избегать предрассудков.

Иисус Христос в Новом Завете считает, что важнейшее понятие ритуальной чистоты переносится на уровень духовный, а не материальный. В сравнении с чистотой духовностью, все телесные проявления считаются незначительными и не столь важными. Соответственно, и менструация более не считается проявлением нечистоты.

В настоящее время основательного запрета на посещение церкви женщинами в период месячных нет.

В главах Завета часто учениками повторялись высказывания, что веру оскверняет зло, идущее от человеческого сердца, а вовсе не телесные выделения

В Новом Завете особое внимание акцентируют на внутреннем, духовном состоянии человека, а не на независящих от воли человека физических процессах

Преданья старины глубокой…

Почему считается, что нельзя ходить в церковь при месячных? В ветхозаветные времена существовало множество правил, требований и ограничений, касающихся быта и поведения израильского народа. Регламентировались пищевые продукты, которые позволялось употреблять; на чистых и нечистых в сакральном смысле подразделялись животные; туда же попали и нормы поведения в дни «нечистоты» человеческой, в том числе и женской, когда при месячных запрещалось посещать храм Божий
.

История распорядилась так, что рассуждения о нечистоте представителей фауны как-то самоликвидировались, а женская нечистота осталась актуальной, как видим, на долгие столетия.

С чем же был связан такой запрет? Если исходить из указаний Ветхого Завета, здесь есть две причины:

  • наказание за грехопадение,
  • менструацию можно считать смертью зародыша.

Все эти точки зрения требуют «перевода». О каком грехопадении идет речь в первой причине? О грехе непослушания праматери человеческой Евы, за который наказываются все ее потомки. А церковь должна быть ограждаема от любых напоминаний, связанных с греховностью и смертностью человека. Потому женщина была лишена права даже прикасаться к святыням.

Наказание же — длительный и трудный процесс вынашивания и родов. В книге Бытие об этом сказано: «…умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей…»

Второй пункт еще сложнее: месячные очищения ассоциируются с избавлением организма от неоплодотворенной, т.е. мертвой, яйцеклетки. Считается, что эмбрион умер, не успев зародиться, а присутствие подобного объекта в храме запрещено. Менструацию можно, таким образом, рассматривать как несостоявшуюся беременность, за что женщина несет ответственность. К тому же отмершие ткани эндометрия как будто бы оскверняют церковь.

Выводы

Многие святые считали месячные естественным явлением, который объяснятся физиологическими процессами в организме. Они уверены, что женщина имеет право на посещение храма в любом состоянии тела, так как важнее всего душа.

Если девушка зайдет в церковь во время месячных, в настоящее время это не считается оскорблением. Во времена Ветхого Завета к данному вопросу относились гораздо более строго, запрещая не только прикасаться к иконам и проводить обряды, но и не допускали нахождения в храме во время критических дней. В те времена считали нечистой такую женщину, обвиняли в несостоявшейся беременности. По этой причине поход в святые места был под строгим запретом.

Предлагаем ознакомиться Рунический став на все случаи жизни

В современном мире никакого категорического запрета не существует абсолютно. Некоторые священнослужители рекомендуют воздержаться от обрядов и прикосновений к иконам, также не везде существует возможность исповедаться и поставить свечи. Этот вопрос необходимо уточнять заранее. Священнослужитель сможет подробно рассказать о правилах пребываниях в храме во время критических дней и ознакомить с существующими запретами.

В церковном понимании в настоящее время гораздо важнее оценить духовную чистоту женщины, а не физиологическое состояние ее тела. Девушка не должна беспокоиться за наличие критических дней, сейчас они не являются преградой для посещения церкви. Более того, в настоящее время никто не подумает ругать женщину за такое естественное состояние, никто не обвинит ее в том, что на данное время беременность не состоялась. Поэтому посещать церковь во время менструации разрешено.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Имя новой жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector